Коллекция «Эрмитаж в годы блокады»

Обстановка бомбоубежища 

В бывшем третьем бомбоубежище одном из двенадцати, оборудованных в подвалах музейных зданий, открылась памятная экспозиция. В своем вступительном слове на церемонии директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский сказал: «Хочется верить, что после бед и напастей дольше всего люди сохраняют в памяти не чувство мести и ненависти, а чувство благодарности и восхищения по отношению к тем, кто сумел среди ужаса и гибели сохранить и спасти честь и преемственность культуры народа.

Военная история Эрмитажа стала символом непобедимости нашей культуры. Эрмитаж боролся за свое выживание и в осажденном Ленинграде, и в далеком Свердловске; в городе, построенном первым российским императором, и в городе, где нашел свою смерть император последний. К выживанию музей звала вся славная история российской культуры, честь и традиции северной столицы…

Музей продолжал существовать и под бомбами. Под бомбами он жил и действовал — хранил экспонаты, берег здания, устраивал сюрреалистические экскурсии по пустым залам и не менее сюрреалистические юбилейные научные заседания памяти восточных поэтов, о которых в большом, неосажденном мире вспоминать было некогда…

Опорой стойкости голодных защитников Эрмитажа было твердое знание того, что основные коллекции музея не погибнут, даже если погибнут они сами.» 
Экспозиция воспроизводит обстановку эрмитажного бомбоубежища военного времени. Рядом с обыкновенной железной кроватью стоит музейное кресло, на обычном деревянном столе — бухгалтерские счеты и старинные книги, коптилки и венчальные свечи, которыми также пользовались сотрудники музея после прекращения подачи электричества. О том, как выглядел Ленинград, Эрмитаж и его залы в дни блокады, свидетельствуют сканированные копии с рисунков архитектора А.С. Никольского, жившего в одном из бомбоубежищ музея. Ценность подобных рисунков необычайно высока, так как документальных фотографий сохранилось мало (в условиях военного времени их могли делать только фотокорреспонденты, которые редко бывали в музее). Значительный интерес представляют шкатулка с крышкой и бокал с росписями на темы произведений Алишера Навои, выполненные художником М.Н. Мохом к 500-летию со дня рождения великого узбекского поэта, отмечавшемуся в музее. В экспозиции показана маленькая стопочка, подаренная М.Н. Мохом в день рождения Б.Б. Пиотровскому (14 февраля 1942 г.) с его инициалами и исполненными в восточном стиле изображениями виноградной лозы и птички.